• суббота
    18 ноября
  • USD
    -0.6%

    59.63q
  • EUR
    -0.48%

    70.36q
  • Нефть
    2,13%

    62,74$
​Как научить ребенка зарабатывать со школьной скамьи?

Развитие малого и среднего бизнеса в России напрямую зависит от степени образованности населения, поэтому необходимо воспитывать в детях не только дух патриотизма, как это делают в школах, но и предпринимательские навыки, которые в будущем сыграют основополагающую роль в формировании человека как бизнесмена, эксперта в экономической отрасли, министра, депутата. Дети легко обучаемы именно в школьном возрасте, поэтому казанский центр «Достижения молодых» создает условия, в которых ребята в игре узнают все о бизнесе и сами пробуют себя в роли малого предпринимателя. Подробнее рассказать о том, что представляет собой этот центр, мы попросили его исполнительного директора Бикчентаеву Лялю Дмитриевну.

5786101b386e9.jpg

– Как можно в нескольких предложениях описать то, чем занимается ваш центр? Когда его основали?

– Центр «Достижения молодых» как юридическое лицо существует в Казани уже с 1999- года. Начинала свою деятельность организация как партнер международных программ достижения молодых, которая существует до сих пор во всем мире, ее целью является обучение экономике и предпринимательству детей школьного возраста. Исторически, поскольку организация существует уже много лет, много раз менялись и направления развития, но неизменным остается одно: мы по-прежнему обучаем экономике и предпринимательству. Правда, сейчас уже в большей степени по своим программам, несмотря на то, что продолжаем партнерство с международной организацией Junior Achievement World Wide («Достижения молодых»). Мы проводим обучающие семинары и выступаем некими модераторами правил экономической игры. Экономическая игра – это не полноценный бизнес, дети, обучаясь в школе, не могут ставить перед собой цель зарабатывать деньги и заниматься предпринимательством в полной мере.

На самом деле, как убедились наши журналисты, центр никогда не ставит перед детьми задачу максимального получения прибыли, просто потому что у детей в школе уже есть главная цель – это хорошо учится, получить качественное образование, успешно сдать ЕГЭ и в дальнейшем построить правильную траекторию своего развития.

Центр предлагает детям экономическую игру с реальными деньгами, то есть ответственность за деньги школьники ощущают. Как правило, деньги это небольшие, одна школьная компания реализует проект с оборотом не более десяти тысяч рублей за весь год. Тем не менее, школьные кампании проходят все этапы развития бизнеса, начиная от сбора команды и выбора бизнес-идеи, написания бизнес-плана, и вплоть до постановки производства, реализации своей продукции и написания отчета в конце учебного года.

5786103a93d31.jpg

Детям жизненно необходимо приобретать некие практико-применимые знания, а не просто учиться заучивать и сдавать тесты. У нас они могут получить те знания, которые впоследствии помогут им реализоваться в жизни или хотя бы сориентироваться: кем я хочу быть, какое у меня призвание. Именно поэтому мы им предлагаем попробовать себя в этой экономической игре. Ведь это не бизнес, это просто крутая игра, которая бизнесу учит. Дети получают в первую очередь, навыки, опыт, тусовку, в самом лучшем понимании этого слова, и правильные ориентиры в жизни, поскольку для нас очень важно донести до детей, что предприниматель это не просто человек, который зарабатывает деньги, это человек, который делает мир вокруг себя лучше. Ведь если он производит товары или предлагает услуги, которые готовы покупать, за которые готовы голосовать, значит они кому-то нужны, раз они кому-то нужны, значит, у людей жизнь становится лучше, если они приобрели те или иные товары. Именно такое ценностное поле мы вокруг детей и формируем.

– А что для вас этот центр – место работы, или нечто большее?

Это практически дело жизни, поскольку в свое время я сама участвовала в школьных кампаниях и выросла на этом. Директором этой организации я явлюсь с 2009 года, уже достаточно давно. Я знаю эти программы с разных сторон. Знаю изнутри, сколько она дает пока ты школьник, пока ты пробуешь себя в предпринимательской игре, знаю со стороны учителя, поскольку впоследствии преподавала в школьной кампании, я видела, как меняются дети. Ну и как руководитель организации, поскольку занимаюсь организацией этих программ в Татарстане уже на протяжении семи лет.

– Как можно к вам попасть? Нужно выполнить пробное задание или что-то придумать самому?

На самом деле в программы к нам попадают не дети, к нам попадают школы, а вот дети уже попадают к своему учителю. В каждой школе должен быть преподаватель-куратор школьной кампании, у которого задачи с одной стороны невелики, с другой обширны. Учителю не нужно преподавать школьной кампании, потому что материалы мы все передадим, они достаточно легко подъемны, к тому же можно приехать на наш семинар. Но за школьной кампанией нужно следить, ее нужно направлять, координировать. Необходимо приглядывать, чтобы дети не придумали заниматься чем-то выходящим за рамки закона или чем-то, что может навредить другим людям. Например, мы не рекомендуем заниматься пищевым производством потому что это рискованно: нарушение технологии и кто-нибудь может отравиться, также не советуем заниматься услугами, которые предоставляют риски или требуют сертификации.

Должна быть деловая игра в рамках каких-то товаром и услуг, которые украшают жизнь, но никак не могут повлиять на нее в худшую сторону. Такой учитель-куратор в школе всегда есть, если конечно школа заинтересована, главным образом, если заинтересован директор. Ведь именно он подбирает куратора, мотивирует его к тому, чтобы учитель работал, так и складывается школьная кампания. У нас есть очень много школ, в которых школьные кампании приобрели уже традиционный, исторический формат, являющийся по-настоящему модным. Дети приходят в первый-второй класс и видят, что старшеклассники делают бизнес, они думают «вот, когда мы вырастем, мы тоже будем делать бизнес, создавать свои школьные кампании». И действительно вырастают и становятся юными предпринимателями в рамках школы. Есть школы, которые появляются и исчезают. Это все зависит только от директора и учителя, потому что так таковой рекомендации от министерства или от ведомств к участию в школьной кампании у нас нет.

5786106f9cc3d.jpg

Непонятно, почему многие не задумываются о том, что для школы это очень хорошая возможность проявить себя, сформировать вокруг себя общественное мнение даже на международном уровне. На сегодняшний день конкуренция в России в этом направлении не очень высока. Не так давно именно школьная кампания из Татарстана стала победителем всероссийских соревнований школьных кампаний, и сейчас ребята поедут в Швейцарию, представлять Россию и Татарстан на международных соревнованиях самых лучших школьных компаний в мире.

Такого успеха смогли добиться ребята из Бугульмы. Казалось бы, не такой большой город, и лицей доселе не известный, и ребята очень простые, но они смогли вместе с преподавателем технологии создать действительно масштабный и потрясающий проект. Школьники делают наборы для конструирования из бумаги архитектурных достопримечательностей Татарстана, в частности башню Сююмбике, Казанский Кремль. Купив их набор, ребенок может вырезать по шаблону и склеить Спасскую башню Кремля. Наборы достаточно дорогие, тем не менее, они пользуются популярностью. Набор состоит из отдельных деталей, некоторые отлитые на 3D-принтере, комплекта канцелярских материалов, для того, чтобы собирать эту конструкцию, и, конечно, основных деталей модели. Если подумать, то проект вышел действительно масштабным, ведь это не только развивающая игрушка для ребенка, но и отличный сувенир.

– За счет чего держится центр? Поддержка государства, быть может?

Финансирование у нас разношерстное, безусловно, участвуем в конкурсах проектов, грантах, как федеральных, так и республиканских. То есть, финансирование у нас как у всех некоммерческих организаций, если бы было оно другое, мы давно бы уже стали государственным бюджетным учреждением или еще чем-нибудь в таком роде. Некоторые мероприятия удается проводить при софинансировании участников, те же самые образовательные семинары. Часть стоимости субсидируется государством через программы профильных смен, часть возмещается родителями участников. Какие-то мероприятия нам помогают проводить разные министерства, к примеру, министерство экономики ежегодно нас поддерживает в проведении новогодней благотворительной ярмарки школьных кампаний. Это большое и красивое мероприятие, которое все ребята очень ждут, потому что это большая ярмарка, с единым стилем и большим количеством людей. Проводим мы ее уже два года в it-парке. Это достаточно доброе мероприятие, потому что дети продают свою продукцию, и прибыль передают на благотворительные цели. Каждая кампания сама обозначает, какой объем прибыли они готовы отдать, как правило, это от 50-и до 90 процентов, некоторые 100% отдают . В прошлом году была школьная кампания из девятой казанской школы, там были второклассники, которые отдали все деньги, для них просто было очень сложно вычленить понятие прибыль из тех браслетов из резиночек, которые они продавали.

578610f92acec.jpg

– Какие самые яркие бизнес-программы вы сейчас можете назвать. Быть может, было что-то оригинальное и запоминающееся?

– Мне запомнилась кампания из девятой школы. Она была интересна не тем, что у них невероятно оригинальные товары, а выделялась своим маркетинговым подходом. Ребята очень четко осознают, что их рынок – это школа, что за рамки школы они, как правило, из года в год не выходят. Они очень хорошо знают свой рынок, изучили интересы, потребности. Несколько лет назад у них был товар – мыло ручной работы, тогда оно еще было не очень популярным, вначале они его производили по какой-то дорогой технологии, покупая материалы в Леонардо, потом постепенно стали удешевлять технологию. Они нашли в больших упаковках мыльную основу, стали находить красители, ароматизаторы по оптовым ценам. Варили это мыло и продавали в школе или просто сами устраивали распродажи в честь родительского собрания, различных праздников. И пока у каждого ученика, учителя, родителя, не было по пять кусков этого мыла в запасе, они продажу этой продукции не прекратили. Там был настолько успешно построен маркетинг, что все в школе дарили мыло друг другу, оно было качественное и красивое. Сейчас их товар – свечки с различным дизайном, есть сувенирные из Казани, еще баночки с пожеланиями или «30 причин, почему я люблю тебя».

Очень крутой товар у 179-й школы, они делали панно из гвоздей с натянутыми нитками. В Нижнекамске есть школьная кампания, которая мастерит ключницы со звуковым напоминанием о том, что нужно выключить электрические приборы и не забыть взять с собой телефон. Вот такой проект, работающий на безопасность, и при всем при этом достаточно красивая интересная вещь.

Еще один сильный проект у нас у 83-й школы, в Приволжском районе, там ребята занимались производством сувениров из дерева. У них был приобретенный по гранту станок, эти станки есть в очень многих школах, но не все умеют подстроить свой товар под спрос. Очень много школ, которые производят из шкатулки по скачанным из интернета эскизам, а эта школа прямо четко попала в спрос – они стали покупать дорогое дерево и вырезать из него детские игрушки. В том числе совершенно шикарные фигурки животных, еще у них есть радуга-пирамидка, ее можно собирать по цветам. Впоследствии у них появились партнеры, в частности интернет-магазин, который взял товар на реализацию. Фактически ребята стали оптовиками, эти же партнеры им впоследствии расширили линейку оборудования. Среди основных направлений производства популярна работа с текстилем, дети с удовольствием шьют модные сейчас буквы, игрушки, косметички.

578611488b37f.jpg

– Как я поняла, дети создают бизнес-проект, раскручивают его, насколько могут, и потом вы подводите итоги?

– Да, но нет такого, чтобы мы ограничивали их, мол, берите учредителей и стартовый капитал, закупайте оборудование, налаживайте производство и работайте. Мы просто для поддержания интереса предлагаем обучающие и конкурсные мероприятия, также устраиваем и большие праздничные. Поэтому в начале года у нас идут обучающие смены, на протяжении года мы готовы оказать поддержку, и в конце его у нас проводится республиканский слет. Те, кто побеждают на республиканском слете, отправляются на соревнования в Москву, где выбирается одна лучшая школьная кампания, и она уже участвует в европейских соревнованиях.

– Сколько всего школьников поучаствовало в такой бизнес-игре с момента основания центра?

За 15 лет работы организации в Татарстане через программы Казанского центра «Достижения молодых» прошло более 2000 школьников, в числе выпускников программ успешные предприниматели, общественные деятели, сотрудники международных компаний. Среди выпускников программ наш вице-премьер, Министр информатизации и связи Республики Татарстан Николай Никифоров.

5786119bf410d.jpg

Кто бы мог подумать, что группа школьников способна не только продумать бизнес-идею, написать план и реализовать его, но и поспособствовать будущему интересу учеников начальных классов. Правильно говорят, слова ничему не учат, учат поступки, ведь дети всегда смотрят на старших с восхищением и стараются повторять за ними практически все. Развитие подобных проектов дает многое, как для школьников, так и для их родителей. Остается только помогать им и мотивировать на дальнейшее развитие.

Текст и фотографии: Ляйля Зарипова

405
0
13 июля 2016 в 12:35
Комментарии

Комментариев к данному репортажу еще не было

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться или зарегестрироваться.